Добро пожаловать на сайт нашей школы! 

 

 

Контакты:
8 (47362) 46-1-63

Адрес:
396455, Россия, Воронежская область,
Павловский район, с.Березки, ул.Центральная, 14
berezkischool@yandex.ru

Рабочие программы по биологии

 

 

                    Муниципальное  казённое общеобразовательное  учреждение

                     Березковская основная общеобразовательная школа

                                     Павловского муниципального района

                       Воронежской области

 

 

Рассмотрена на заседании

ОМО учителей биологии «___»____________ 2014 г.

Руководитель ОМО

__________

«___»  _____ 2014г

Принята  на заседании

педагогического совета протокол №_____ от

«___»____________ 2014 г.  

«Утверждаю»

директор школы__________

Вихарев В.В.

 приказ № _______     от «__» ________ 2014г

 

 

 

 

 

 

                                             Рабочая  программа

                                                    по  Биологии

                                                     7 класс

                                    Количество часов за год: 70

                                    Количество часов в неделю: 02

 

 

 

Составил: учитель биологии  МКОУ Березковская  ООШ

                                                                                               первой квалификационной категории                                                                        

                                                                                                 Вихарев В.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                               2014-2015 у.г.

 

I.       Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федрального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, оснловного общего и среднего (полного) общего образования (приказ Министрства образования РФ №1089 от 05.03.2004 года «Об утверждении федерального компонента государственных образовательныхстандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» на основе  авторской программы И.Н. Пономаревой и др. «Животные» для 7-го класса авторов В.М. Константинова, В.С. Кучменко, И.Н. Пономаревой

      Цели и задачи изучения курса.

Изучение биологии в 7 классе на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

- овладение знаниями о живой природе, основными методами ее изучения, учебными умениями;

- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческихспособностей в процессепроведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

-  формирование на базе знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры;

-  воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

- установление гармоничных отношений учащихся с природой, со всем живым как главной ценностью на земле;

- подготовка школьников к практической деятельности в области сельского хозяйства, медицины, здравоохранения.

- иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизнидля ухода за домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний.

       Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.

      Ожидаемый результат изучения курса – знания, умения, опыт, необходимые для построения индивидуальной образовательной траектории в школе и успешной профессиональной карьеры по ее окончании.

 

Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы

 Закон"Об образовании.

Типовое положение об общеобразовательном учреждении.

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10   «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России.

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ.

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Стандарт основного общего образования по биологии. 

Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.

Примерные программы по биологии, разработанные в соответствии с государственными образовательными стандартами 2004 г.

И.Н. Пономарева, Т.С. Сухова. Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы. – М.: Вентана-граф, 2010.

Сведения о программе.

Рабочая программа по биологии составлена на основе  федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования на базовом уровне, утвержденного 5 марта 2004 года приказ № 1089, на основе примерной программы по биологии для основной школы и авторской программы И.Н. Пономаревой и др. «Животные» для 7-го класса авторов В.М. Константинова, В.С. Кучменко, И.Н. Пономаревой // Биология в основной школе: Программы. – М.: Вентана-Граф, 2010. – 72 с., отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

Обоснование выбора программы

   Рабочая программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по биологии (одобрен решением коллегии Минобразования России и Президиумом Российской академии образования, утвержден приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов общего, основного общего и среднего (полного) общего образования». Является логическим продолжением изучения предмета «Биология» в 6 классе; построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности; способствует формированию ключевых компетенций обучающихся; обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию обучающихся.                                                     Информация о внесенных изменениях. Разделы соответствуют программе.

Место и роль учебного курса

 Зоологию изучают в течении одного учебного года. Школьный курс зоологии имеет комплексный характер, включая основы различных зоологических наук: морфологии, анатомии, гистологии, эмбриологии, физиологии, систематики, экологии, зоогеографии, палеозоологии,

содержание которых дидактически переработано и адаптировано к возрасту и жизненному опыту учащихся. Он является продолжением курса ботаники и частью специального цикла биологических дисциплин о животном мире.

Информация о количестве учебных часов

 В соответствии с  федеральным  базисным  учебным  планом  в  рамках  основного  общего  образования  и в соответствии с учебным планом МКОУ Березковская ООШ данная программа рассчитана на преподавание курса биологии в 7 классе в объеме 2 часа в неделю.

Формы организации образовательного процесса:

Общеклассные формы: урок, собеседование, консультация, практическая работа, программное обучение, зачетный урок.

Групповые формы: групповая работа на уроке, групповой практикум, групповые творческие задания.

Индивидуальные формы: работа с литературой или электронными источниками информации, письменные упражнения, выполнение индивидуальных заданий , работа с обучающими программами за компьютером.

Методы обучения: словесные - рассказ, беседа; наглядные - иллюстрации, демонстрации как обычные, так и компьютерные; практические — выполнение практических работ, самостоятельная работа со справочниками и литературой (обычной и электронной), самостоятельные письменные упражнения, самостоятельная работа за компьютером.

Технологии обучения

Дифференцированное, модульное, проблемное, развивающее, разноуровневое обучение; классно-урочная технология обучения, групповая технология обучения, игровая технология (дидактическая игра)

Механизмы формирования ключевых компетенций:

Учебно-познавательная компетенция включает в себя умение: определять цели и порядок работы; самостоятельно планировать свою учебную деятельность и самостоятельно учиться; устанавливать связи между отдельными объектами;  применять освоенные способы в новых ситуациях; осуществлять самоконтроль.

Коммуникативная компетенция включает в себя умение: сотрудничать; оказывать помощь другим;  участвовать в работе команды; обмениваться информацией.

Социальная компетенция способствует личностному самосовершенствованию школьника, а именно умению: анализировать свои достижения и ошибки; обнаруживать проблемы и затруднения в сообщениях одноклассников; осуществлять взаимную помощь и поддержку в затруднительных ситуациях; критически оценивать и переоценивать результаты своей деятельности

В результате учащиеся : Овладеют ключевыми компетенциями, способствующими достижению успеха в изменяющихся условиях современного общества (навыки самостоятельной исследовательской деятельности, коммуникативные способности, общекультурная подготовка, знание и владение коммуникационными средствами связи и др.);  Сформируют целостное представление о явлениях в окружающем мире и мире ценностей, современное мировоззрение культурного человека; Смогут проектировать и управлять собственной деятельностью не только в сфере школьного образования, но и в рамках дополнительного образования, творческих, спортивных мероприятий. Овладеют культурой взаимоотношений со сверстниками, учителями; минимизируются конфликтные ситуации в школе и дома.

Виды и формы контроля:

Формы контроля знаний: срезовые и итоговые тестовые, самостоятельные работы;  фронтальный и индивидуальный опрос; отчеты по практическим и лабораторным работам; творческие задания (защита рефератов и проектов, моделирование процессов и объектов).

Информация об используемом учебнике

В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко. Биология. 7 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Под редакцией проф В.М. Константинова. – М.: Вентана-Граф, 2010

 

 

                                                                    2. Содержание программы.

Тема 1. Общие сведения о мире животных (6 часов)

         Зоология – наука о царстве Животные. Отличие животных от растений. Многообразие животных, их распространение. Дикие и домашние животные.

         Среды жизни и места обитания животных. Взаимосвязи животных в природе. Животные растительноядные, хищные, падалееды, паразиты. Место и роль животных в природных сообществах. Трофические связи в природных сообществах (цепи питания). Экологические ниши. Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме.

         Зависимость жизни животных от человека. Негативное и заботливое отношение к животным. Охрана животного мира.

         Классификация животных. Основные систематические группы животных: царство, подцарство, тип, класс, отряд, семейство, род, вид, популяция. Значение классификации животных.

         Краткая история развития зоологии. Достижения современной зоологии.

         Экскурсия. Многообразие животных в природе.

                              Обитание в сообществах.

Тема 2. Строение тела животных (3часа)

         Животный организм как биосистема. Клетка как структурная единица организма. особенности животных клеток и тканей. Органы и системы органов организмов. Регуляция деятельности органов, систем органов и целостного организма.

Тема 3. Подцарство Простейшие, или Одноклеточные животные (4 часа)

         Общая характеристика простейших как одноклеточных организмов. Разнообразие простейших в природе. Разнообразие их представителей в водоемах, почвах и в кишечнике животных.

         Корненожки. Обыкновенная амеба как организм. Внешний вид и внутреннее строение (цитоплазма, ядро, вакуоли). Жизнедеятельность одноклеточных организмов: движение, питание, дыхание, выделение, размножение, инцистирование.

         Жгутиконосцы. Эвглена зеленая как простейшее, сочетающее черты животных и растений. Колониальные жгутиконосцы.

         Инфузории. Инфузория-туфелька как более сложное простейшее. Половой процесс. Ползающие и сидячие инфузории. Симбиотические инфузории крупных животных.

         Болезнетворные простейшие: дизентерийная амеба, малярийный паразит. Предупреждение заражения дизентирийной амебой. Районы распространения малярии. Борьба с малярией.

         Значение простейших в природе и жизни человека.

         Лабораторная работа. Строение и передвижение инфузории.

 

Тема 4. Подцарство Многоклеточные животные. Тип Кишечнополостные (2 часа)

         Общая характеристика типа кишечнополостные. Пресноводная гидра. Внешний вид и поведение. Внутреннее строение. Двухслойность. Эктодерма и энтодерма. Разнообразие клеток. Питание гидры. Дыхание. Раздражимость. Размножение гидры. Регенерация. Значение в природе.

         Морские кишечнополостные. Их многообразие и значение. Коралловые полипы и медузы.

         Значение кишечнополостных в природе и жизни человека.

Обобщение знаний по теме «Подцарство простейшие и тип Кишечнополостные» (1 час)

Тема 5. Типы Плоские черви, Круглые черви и Кольчатые черви (5 часов)

         Разнообразие червей. Типы червей. Основные группы свободноживущих и паразитических червей. Среда обитания червей.

         Плоские черви. Белая планария как представитель свободноживущих плоских червей. Внешний вид. Двусторонняя симметрия. Покровы. Мускулатура. Нервная система и органы чувств. Движение. Питание. Дыхание. Размножение. Регенерация.

         Свиной (либо бычий) цепень как представитель паразитических плоских червей. Особенности строения и приспособления к паразитизму. Цикл развития и смена хозяев.

         Круглые черви. Нематоды, аскариды, острицы как представители типа круглых червей. Их строение, жизнедеятельность и значение для человека и животных. Предохранение от заражения паразитическими червями человека и сельскохозяйственных животных.

         Понятие «паразитизм» и его биологический смысл. Взаимоотношения паразита и хозяина. Значение паразитических червей в природе и жизни человека.

         Кольчатые черви. Многообразие. Дождевой червь. Среда обитания. Внешнее и внутреннее строение. Понятие о тканях и органах. Движение. Пищеварение, кровообращение, выделение, дыхание. Размножение и развитие. Значение и место дождевых червей в биогеоценозах.

         Значение червей и их место в истории развития животного мира.

         Лабораторная работа. Внешнее строение дождевого червя, его передвижение.

                                                  Внутреннее строение дождевого червя.

Тема 6. Тип Моллюски (4 часа)

         Общая характеристика типа. Разнообразие моллюсков. Особенности строения и поведения, связанные с образом жизни представителей разных классов. Роль раковины.

         Класс Брюхоногие моллюски. Большой прудовик (либо виноградная улитка) и голый слизень. Их среды обитания. Строение. Питание. Дыхание. Размножение и развитие. Роль в природе и практическое значение.

         Класс Двустворчатые моллюски. Беззубка (или перловица) и мидия. Их места обитания. Особенности строения. Передвижение. Питание. Дыхание. Размножение. Роль в биоценозах и практическое значение.

         Класс Головоногие моллюски. Осьминоги, кальмары и каракатицы. Особенности их строения. Передвижение. Питание. Поведение. Роль в биоценозе и практическое значение.

         Лабораторная работа. Раковины различных моллюсков.

Тема 7. Тип Членистоногие(6 часов)

         Общая характеристика типа. Сходство и различие членистоногих с кольчатыми червями.

         Класс Ракообразные. Общая характеристика класса. Речной рак. Места обитания и образ жизни. Особенности строения. Питание. Дыхание. Размножение. Многообразие ракообразных. Значение ракообразных в природе и жизни человека.

         Класс Паукообразные. Общая характеристика и многообразие паукообразных. Паук-крестовик (или любой другой паук). Внешнее строение. Места обитания, образ жизни и поведение. Строение паутины и ее роль. Значение пауков в биогеоценозах.

         Клещи. Места обитания, паразитический образ жизни. Особенности внешнего строения и поведения. Перенос клещами возбудителей болезней. Клещевой энцефалит. Меры защиты от клещей. Роль паукообразных в природе и их значение для человека.

         Класс Насекомые. Общая характеристика класса. Многообразие насекомых. Особенности строения насекомого (на примере майского жука или комнатной мухи, саранчи или другого крупного насекомого). Передвижение. Питание. Дыхание. Размножение и развитие насекомых. Типы развития. Важнейшие отряды насекомых с неполным превращением: Прямокрылые, Равнокрылые и Клопы. Важнейшие отряды насекомых с полным превращением: Бабочки, Стрекозы, Жесткокрылые (или Жуки), Двукрылые, Перепончатокрылые. Насекомые, наносящие вред лесным и сельскохозяйственным растениям.

         Одомашнивание насекомых на примере тутового и дубового шелкопрядов. Насекомые – переносчики заболеваний человека. Борьба с переносчиками заболеваний. Пчелы и муравьи – общественные насекомые. Особенности их жизни и организации семей. Поведение. Инстинкты. Значение пчел и других перепончатокрылых в природе и жизни человека.

         Растительноядные, хищные, падалееды, паразиты и сверхпаразиты среди представителей насекомых. Их биоценотическое и практическое значение. Биологический способ борьбы с насекомыми-вредителями. Охрана насекомых.

         Лабораторная работа. Внешнее строение насекомого.

Обобщение знаний по теме: « Моллюски. Тип Плоские, Круглые, Кольчатые черви. Членистоногие. (1 час)

Тема 8. Тип Хордовые.

         Краткая характеристика типа хордовых.

Подтип Бесчерепные (1 час)

         Ланцетник – представитель бесчерепных. Местообитание и особенности строения ланцетника. Практическое значение ланцетника.

 

Подтип Черепные. Надкласс Рыбы (5 часов)

         Общая характеристика подтипа Черепные. Общая характеристика надкласса Рыбы. Класс Хрящевые рыбы. Класс Костные рыбы. Особенности строения на примере костистой рыбы. Внешнее строение. Части тела. Покровы. Роль плавников в движении рыб. Расположение и значение органов чувств.

         Внутреннее строение костной рыбы: опорно-двигательная, нервная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, половая и выделительная системы. Плавательный пузырь и его значение. Размножение и развитие рыб. Особенности поведения. Миграции рыб. Плодовитость и уход за потомством. Инстинкты и их проявления у рыб. Понятие о популяции.

         Хрящевые рыбы: акулы и скаты. Многообразие костистых рыб. Осетровые рыбы. Практическое значение осетровых рыб. Современное состояние промысла осетровых. Запасы осетровых рыб и меры по их восстановлению.

         Двоякодышащие рыбы. Кистеперые рыбы. Их значение в происхождении наземных позвоночных животных. Приспособления рыб к разным условиям обитания.

         Промысловое значение рыб. География рыбного промысла. Основные группы промысловых рыб: сельдеобразные, трескообразные, камбалообразные, карпообразные и другие (в зависимости от местных условий). Рациональное использование, охрана и воспроизводство рыбных ресурсов.

         Рыборазводные заводы и их значение. Прудовое хозяйство. Сазан и его одомашненная форма – карп. Другие виды рыб, используемые в прудовых хозяйствах. Акклиматизация рыб. Биологическое и хозяйственное обоснование акклиматизации. Аквариумное рыбоводство.

         Лабораторные работы.

  • Внешнее строение и особенности передвижения рыб.
  • Строение скелета рыб. Внутренние органы.

Класс Земноводные, или Амфибии (4 часа)

         Общая характеристика класса. Внешнее и внутреннее строение лягушки. Земноводный образ жизни. Питание. Годовой цикл жизни земноводных. Зимовки. Размножение и развитие лягушки. Метаморфоз земноводных. Сходство личинок земноводных с рыбами.

         Многообразие земноводных. Хвостатые (тритоны, саламандры) и бесхвостые (лягушки, жабы, квакши, жерлянки) земноводные. Значение земноводных в природе и в жизни человека. Охрана земноводных.

         Вымершие земноводные. Происхождение земноводных.

Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии (4 часа)

         Общая характеристика класса. Наземно-воздушная среда обитания.

         Особенности внешнего и внутреннего строения (на примере любого вида ящериц). Приспособление к жизни в наземно-воздушной среде. Питание и поведение. Годовой цикл жизни. Размножение и развитие.

         Змеи, ужи, гадюки (или другие представители в зависимости от местных условий). Сходство и различие змей и ящериц.

         Ядовитый аппарат змеи. Действие змеиного яда. Предохранение от укусов змеи и первая помощь при укусе ядовитой змеи. Значение змей в природе и в жизни человека.

         Другие группы пресмыкающихся: черепахи, крокодилы. Роль пресмыкающихся в природе и жизни человека. Охрана пресмыкающихся.

         Разнообразие древних пресмыкающихся. Причины их вымирания. Происхождение пресмыкающихся от древних земноводных.

        

Класс Птицы (8 часов)

         Общая характеристика класса. Среда обитания птиц. Особенности внешнего и внутреннего строения птиц. Приспособленность к полету. Интенсивность обмена веществ. Теплокровность. Усложнение нервной системы, органов чувств, поведения, покровов, внутреннего строения по сравнению с пресмыкающимися. Размножение и развитие. Забота о потомстве. Годовой жизненный цикл и сезонные явления. Перелеты птиц.

         Происхождение птиц от древних пресмыкающихся. Археоптерикс. Многообразие птиц. Страусовые (бескилевые) птицы. Пингвины. Килегрудые птицы. Распространение. Особенности строения и приспособления к условиям обитания. Образ жизни.

         Экологические группы птиц. Птицы лесов, водоемов и их побережий, открытых пространств.

         Растительноядные, насекомоядные, хищные и всеядные птицы. Охрана и привлечение птиц. Роль птиц в биогеоценозах и в жизни человека. Промысловые птицы, их рациональное использование и охрана.

         Домашние птицы. Происхождение и важнейшие породы домашних птиц, их использование человеком.

         Лабораторные работы.

  • Внешнее строение птиц. Строение перьев.
  • Строение скелета птиц.

         Экскурсия. Знакомство с птицами леса.

 

Класс Млекопитающие, или Звери ( 9 часов)

         Общая характеристика класса. Места обитания млекопитающих. Особенности внешнего и внутреннего строения. Усложнение строения покровов, пищеварительной, дыхательной, кровеносной, выделительной и нервной систем, органов чувств, поведения по сравнению с пресмыкающимися. Размножение и развитие. Забота о потомстве. Годовой жизненный цикл и сезонные явления.

         Предки млекопитающих – древние пресмыкающиеся. Многообразие млекопитающих.

         Яйцекладущие. Сумчатые и плацентарные. Особенности биологии. Районы распространения и разнообразие.

         Важнейшие отряды плацентарных, особенности их биологии. Насекомоядные. Рукокрылые. Грызуны. Зайцеобразные.

         Хищные (Псовые, Кошачьи, Куньи, Медвежьи). Ластоногие. Китообразные. Парнокопытные. Непарнокопытные. Хоботные. Приматы.

         Основные экологические группы млекопитающих: лесные, открытых пространств, водоемов и их побережий, почвенные.

         Домашние звери. Разнообразие пород и их использование человеком. Дикие предки домашних животных.

         Значение млекопитающих. Регулирование их численности в природе и в антропогенных ландшафтах. Промысел и промысловые звери. Акклиматизация и реакклиматизация зверей. Экологическая и экономическая целесообразность акклиматизации. Рациональное использование и охрана млекопитающих.

         Лабораторная работа. Скелет млекопитающих.

Обобщение знаний по теме: «Тип Хордовые» (1 час)

Экскурсия «Жизнь природного сообщества весной» (1 час)

Тема 9. Развитие животного мира на Земле»(2 часа)

         Историческое развитие животного мира, доказательства. Основные этапы развития животного мира на Земле. Понятие об эволюции. Разнообразие животного мира как результат эволюции живой природы. Биологическое разнообразие как основа устойчивого развития природы и общества.

         Современный животный мир – результат длительного исторического развития. Уровни организации живой материи. Охрана и рациональное использование животных. Роль человека и общества в сохранении многообразия животного мира на нашей планете.

Итоговая проверка знаний (1 часа)

 

                               3.Требования к уровню подготовки учеников.

   В результате изучения биологии в 7 классе ученик должен

         знать/понимать

  1. признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов животных; популяций; биосферы; животных;
  2. сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;

         уметь

  1. объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию животных (на примере сопоставления отдельных групп); взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды;
  2. изучать  биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
  3. распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки; на живых объектах и таблицах органы и системы органов животных, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных животных своей местности, домашних животных, опасных для человека животных;
  4. выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
  5. сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
  6. определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
  7. анализировать и оценивать последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
  8. проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

         использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. соблюдения мер профилактики заболеваний животными;
  2. оказания первой помощи при укусах животных;
  3. рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
  4. выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними.

 

                            4. Информационно методическое обеспечение.

 

1. В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко. Биология. 7 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений /                    Под редакцией проф В.М. Константинова. – М.: Вентана-Граф, 2009

2. Кучменко В.С., Суматохин С.В. Биология. Животные: 7 класс. Методическое пособие. – М.: Вентана - Граф, 2006.-176 с.

3. И.Н. Пономарева, Т.С. Сухова. Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы. – М.: Вентана-Граф, 2010.

4. С.В. Суматохин, В.С. Кучменко. Биология. 7 класс. Рабочая тетрадь № 1. – М.: Вентана-Граф, 2010.

5. С.В. Суматохин, В.С. Кучменко. Биология. 7 класс. Рабочая тетрадь № 2. – М.: Вентана-Граф, 2010.

6. Тихонова Л.В. Дидактические карточки-задания по биологии: 7 класс. К учебнику В.М. Константинова и др. «Биология. Животные.7 класс» /Л.В.Тихонова, В.Б. Захаров, В.А. Игнатов.- М.: Издательство «Экзамен»,2008.-80 с.

7. «Контрольно-измерительные материалы. Биология. 7 класс», М.: Вако, 2010

Дополнительная литература:

Биология. Животные. 7 класс. Образовательный комплекс (электронное учебное издание), Фирма «1 С».

Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание).

«Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых ресурсов к учебникам линии Пономаревой И.Н.) (http://school-collection.edu.ru/).

www.bio.1september.ru– газета «Биология» -приложение к «1 сентября».

http://bio.1september.ru/urok/ - Материалы к уроку. Все работы, на основе которых создан сайт, были опубликованы в газете "Биология". Авторами сайта проделана большая работа по систематизированию газетных статей с учётом школьной учебной программы по предмету "Биология".

     . www.bio.nature.ru – научные новости биологии

     .www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования

     www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

http://ebio.ru/ - Электронный учебник «Биология». Содержит все разделы биологии: ботанику, зоологию, анатомию и физиологию человека, основы цитологии и генетики, эволюционную теорию и экологию. Может быть рекомендован учащимся для самостоятельной работы.

http://bird.geoman.ru/ - Птицы

http://invertebrates.geoman.ru/ - Насекомые

http://animal.geoman.ru/ - Животные

http://fish.geoman.ru/ - Рыбы

 

                        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                              Календарно- тематическое планирование по биологии 7 класс

 

№ п.п.

Тема урока

Кол-во часов

 

Тип урока

Элементы

содержания

 

Требования

 к уровню

подготовки

учащихся

 

Дата

проведения

план

факт

1

Зоология – наука о животных.

 

 

Урок изучения нового материала

Разделы зоологии. Сходство и различие растений и животных. Многообразие и значение животных. Животноводство.

Знать разделы зоологии, сходство и различие растений и животных, многообразие и значение животных, животноводство.

 

 

2

Экскурсия «Знакомство с многообразием животного мира в природе».

 

 

Урок комплексного применения знаний

Экскурсия «Знакомство с многообразием животного мира в природе».

 

Уметь вести наблюдения в природе, соблюдать правила поведения в природе, составлять отчет о проделанной работе.

 

 

3

Животные и окружающая среда. Экскурсия «Среда обитании, и особенности поведения дождевых червей в природе».

 

 

Урок комплексного применения знаний

Наземно-воздушная, водная, почвенная и организменная среда. Места обитания животных и их взаимосвязи в природе. Место и роль животных в природных сообществах.

Знать наземно-воздушную, водную, почвенную и организменную среду обитания живых организмов. Места обитания животных и их взаимосвязи в природе. Место и роль животных в природных сообществах.

 

 

4

Классификация животных и основные систематические группы.

 

 

Урок изучения нового материала

Систематика и таксономические единицы.

Знать и уметь пользоваться таксономическими единицами систематики.

 

 

5

Влияние человека на животных

 

Урок комплексного применения знаний

Влияние человека на животных

Отмечать влияние человека на животных

 

 

6

Краткая история развития зоологии.

 

 

Комбинированный

Ученые-зоологи и их открытия.

Знать ученых-зоологов и их открытия.

 

 

7

Клетка.

 

 

Урок изучения нового материала

Строение и работа клетки. Органоиды.

Знать строение и работу клетки, ее отличие от растительной. Уметь находить органоиды клетки и давать их характеристику.

 

 

8

Ткани

 

 

Урок изучения нового материала

Эпителиальная, соединительная, мышечная ткань. Особенности строения.

Знать особенности и положение эпителиальнй, соединительной, мышечной ткани. Особенности строения.

 

 

9

Органы и системы органов.

 

 

Урок изучения нового материала

Опорно-двигательная, пищеварительная, нервная, дыхательная, выделительная, кровеносная, эндокринная системы.

Знать особенности опорно-двигательной, пищеварительной, нервной, дыхательной, выделительной, кровеносной, эндокринной системы.

 

 

10

Тип Саркодовые и жгутиконосцы.

Класс Саркодовые.

 

 

Урок изучения нового материала

Среда обитания и внешнее строение простейших. Движение, питание, дыхание, выделение, размножение, раздражимость. Многообразие саркодовых.

Отмечать среду обитания и внешнее строение простейших. Знать  особенности движения, питания, дыхания, выделения, размножения, раздражимость, многообразие саркодовых.

 

 

11

Тип Саркодовые и жгутиконосцы.

Класс Жгутиконосцы.

 

 

Урок изучения нового материала

Среда обитания и внешнее строение простейших. Движение, питание, дыхание, выделение, размножение, раздражимость. Многообразие жгутиконосцев.

Знать среду обитания и внешнее строение простейших, их движение, питание, дыхание, выделение, размножение, раздражимость, ориетироваться в многообразии жгутиконосцев.

 

 

12

Тип Инфузории. Лабораторная работа №1 «Строение и передвижение инфузории-туфельки

 

 

 

Урок изучения нового материала

Среда обитания и внешнее строение простейших. Движение, питание, дыхание, выделение, размножение, раздражимость. Многообразие инфузорий.

Знать среду обитания и внешнее строение простейших. Отмечать особенности движения, питания, дыхания, выделения, размножения, раздражимости. Многообразие инфузорий.

 

 

13

Многообразие простейших. Паразитические простейшие.

 

 

Урок комплексного применения знаний

Многообразие простейших и их роль в природе и жизни человека.

Ориентироваться в многообразии простейших и отмечать их роль в природе и жизни человека.

 

 

14

Тип Кишечнополостные

 

 

Урок изучения нового материала

Общие черты и значение кишечнополостных. Пресноводная гидра: морфология, внутреннее строение, физиология.

Знать общие черты и значение кишечнополостных на примере Пресноводной  гидры: ее морфологии, внутреннего строения, физиологии.

 

 

15

Морские кишечнополостные.

 

 

Урок изучения нового материала

Коралловые полипы. Сцифоидные медузы.

Уметь ориентироваться в многообразии коралловых полипов. Знать особенности сцифоидных медуз.

 

 

16

Обобщение знаний по теме «Подцарство Простейшие и Тип Кишечнополостные».

 

 

Урок повторительно обобщающий

Обобщение знаний по теме «Подцарство Простейшие и Тип Кишечнополостные». Тестовые задания.

 

Уметь обобщать знания, работать с КИМ, выполнять тестовые задания.

 

 

 

17

Тип Плоские черви

 

 

Урок изучения нового материала

Класс ресничные черви. Белая планария. Особенности строения и физиологии.

Знать Класс ресничные черви. На примере Белой  ланари отмечать особенности строения и физиологии.

 

 

18

Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни.

 

 

Урок изучения нового материала

Классы сосальщики и ленточные черви. Особенности строения и физиологии, значение в природе и жизни человека.

Знать классы сосальщиков и ленточных червей, особенностих строения и физиологии, значение в природе и жизни человека.

 

 

19

Тип Круглые черви. Класс Нематоды.

 

 

Урок изучения нового материала

Особенности внешнего и внутреннего строения, паразитические виды.

Отмечать особенности внешнего и внутреннего строения круглых червей, их усложнение в строении. Знать паразитические виды и способы профилактики.

 

 

20

Тип Кольчатые черви. Класс Многощетинковые черви.

 

 

Урок изучения нового материала

Места обитания, строение и жизнедеятельность многощетинковых червей.

Знать места обитания, строение и жизнедеятельность многощетинковых червей.

 

 

21

Тип Кольчатые черви. Класс Малощетинковые черви. №2 «Внешнее строение дождевого червя; передвижение, раздражимость»

№3 «Внутреннее строение дождевого червя».

 

 

 

Урок изучения нового материала

Места обитания и внешнее строение, мускулатура и движение дождевого червя. Внутреннее строение дождевого червя. Значение и место дождевых червей в биогеоценозах на примере Липецкой области.

Отмечать места обитания, внешнее строение, мускулатуру и движение дождевого червя. Знать внутреннее строение дождевого червя, особенности его усложнения.Знать значение и место дождевых червей в биогеоценозах на примере

 

 

22

Тип Моллюски. Общая характеристика типа.

 

 

Урок изучения нового материала

Среда обитания, внешнее и внутреннее строение, происхождение моллюсков.

Знать среду обитания, внешнее и внутреннее строение, происхождение моллюсков.

 

 

23

Класс Брюхоногие моллюски. Лабораторная работа №4 «Внешнее строение раковин пресноводных и морских моллюсков».

 

 

 

Урок изучения нового материала

Особенности морфологии, анатомии и физиологии брюхоногих и двустворчатых моллюсков. Значение в природе и жизни человека.

Знать особенности морфологии, анатомии и физиологии брюхоногих моллюсков, их значение в природе и жизни человека.

 

 

24

Класс Двустворчатые моллюски.

 

 

Урок изучения нового материала

Особенности морфологии, анатомии и физиологии двустворчатых моллюсков. Значение в природе и жизни человека.

Знать особенности морфологии, анатомии и физиологии двустворчатых моллюсков, их значение в природе и жизни человека.

 

 

25

Класс Головоногие моллюски

 

Урок изучения нового материала

Особенности морфологии, анатомии и физиологии головоногих моллюсков. Значение в природе и жизни человека.

Знать особенности морфологии, анатомии и физиологии головоногих моллюсков, их значение в природе и жизни человека.

 

 

26

Тип Членистоногие. Класс Ракообразные.

 

 

Урок изучения нового материала

Общая характеристика класса. Речной рак. Места обитания и образ жизни. Особенности строения. Питание. Дыхание. Размножение. Многообразие ракообразных. Значение ракообразных в природе и жизни человека.

Уметь давать общую характеристику класса на примере Речного рака. Указывать места обитания и образ жизни. Отмечать особенности строения, питания, дыхания, размножения. Отмечать многообразие ракообразных, их значение  в природе и жизни человека.

 

 

27

Класс Паукообразные.

 

 

Комбинированный

Общая характеристика и многообразие паукообразных. Паук-крестовик (или любой другой паук). Внешнее строение. Места обитания, образ жизни и поведение. Строение паутины и ее роль. Значение пауков в биогеоценозах.

Клещи. Меры защиты от клещей. Роль паукообразных в природе и их значение для человека.

Уметь давать общую характеристику класса и отмечать его многообразие паукообр На примере Паука-крестовика показывать особенности внешнего строения. Знать место обитания, образ жизни и поведение. Указывать на значение пауков в биогеоценозах.

Клещи. Меры защиты от клещей. Роль паукообразных в природе и их значение для человека.

 

 

28

Класс Насекомые. Лабораторная работа №5 «Внешнее строение насекомого».

 

 

 

 

Урок изучения нового материала

Общая характеристика класса. Многообразие насекомых. Особенности строения насекомого. Насекомые – переносчики заболеваний человека. Передвижение. Питание. Дыхание. Размножение и развитие насекомых. Борьба с переносчиками заболеваний.

Уметь давать общую характеристику класса. Отмечать многообразие насекомых. Знать особенности строения насекомого, насекомых  переносчиков заболеваний человека. Передвижение. Питание. Дыхание. Размножение и развитие насекомых.Борьба с переносчиками заболеваний.

 

 

29

Типы развития и многообразие насекомых.

 

 

Комбинированный

Типы развития. Важнейшие отряды насекомых с неполным превращением. Важнейшие отряды насекомых с полным превращением. Насекомые, наносящие вред лесным и сельскохозяйственным растениям.

Знать типы развития. Отмечать важнейшие отряды насекомых с неполным превращением, важнейшие отряды насекомых с полным превращением. Знать, какие насекомые, наносят вред лесным и сельскохозяйственным растениям.

 

 

30

Общественные насекомые – пчелы и муравьи. Полезные насекомые. Охрана насекомых.

 

 

Урок изучения нового материала

Пчелы и муравьи – общественные насекомые. Особенности их жизни и организации семей. Поведение. Инстинкты. Значение пчел и других перепончатокрылых в природе и жизни человека.

Знать, что пчелы и муравьи – общественные насекомые. Отмечать особенности их жизни и организации семей. Знать поведение, инстинкты, значение пчел и других перепончатокрылых в природе и жизни человека.

 

 

31

Насекомые – вредители культурных растений и переносчики заболеваний.

 

 

Урок изучения нового материала

Растительноядные, хищные, падалееды, паразиты и сверхпаразиты среди представителей насекомых. Их биоценотическое и практическое значение. Биологический способ борьбы с насекомыми-вредителями. Охрана насекомых

Знать, кто такие растительноядные, хищные, падалееды, паразиты и сверхпаразиты среди представителей насекомых, их биоценотическое и практическое значение. Отмечать биологический способ борьбы с насекомыми-вредителями важность охраны насекомых

 

 

32

Обобщение знаний по теме: «Тип

Плоские, Круглые, Кольчатые черви. Моллюски, Членистоногие».

 

 

Урок повторительно обобщающий

Обобщение знаний по теме: «Тип

Плоские, Круглые, Кольчатые черви. Моллюски, Членистоногие». Тестовые задания.

 

Уметь обобщать знания по теме: «Тип

Плоские, Круглые, Кольчатые черви. Моллюски, Членистоногие», выполнять тестовые задания.

 

 

 

33

Тип Хордовые. Примитивные формы.

 

 

Комбинированный

Ланцетник – представитель бесчерепных. Местообитание и особенности строения ланцетника. Практическое значение ланцетника.

 

Знать, что Ланцетник – представитель бесчерепных. Указывать местообитание и особенности строения ланцетника. Видеть рактическое значение ланцетника.

 

 

 

34

Рыбы: общая характеристика и внешнее строение.

Лабораторная работа №6 «Внешнее строение и особенности передвижения рыб».

 

Комбинированный

Общая характеристика надкласса Рыбы. Класс Хрящевые рыбы. Класс Костные рыбы. Особенности строения на примере костистой рыбы. Внешнее строение. Части тела. Покровы. Роль плавников в движении рыб. Расположение и значение органов чувств.

Давать общую характеристику надкласса Рыбы. Знать представителей класса Хрящевые рыбы и  Костные рыбы. Указывать особенности строения на примере костистой рыбы, внешнее строение, части тела, покровы. Знать роль плавников в движении рыб, расположение и значение органов чувств.

 

 

35

Внутреннее строение рыб. Лабораторная работа №7 «Внутреннее строение рыб».

 

 

Урок изучения нового материала

Внутреннее строение костной рыбы: опорно-двигательная, нервная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, половая и выделительная системы. Плавательный пузырь и его значение.

Знать внутреннее строение костной рыбы ее опорно-двигательную, нервную, пищеварительную, дыхательную, кровеносную, половую и выделительную системы.

 

 

36

Особенности размножения рыб.

 

Комбинированный

Размножение и развитие рыб. Особенности поведения.

Знать процесс размножения и развития рыб и особенности х поведения.

 

 

37

Основные систематические группы рыб.

 

 

Комбинированный

 Класс Хрящевые и Костные рыбы, их многообразие. Практическое значение осетровых рыб. Современное состояние промысла осетровых. Запасы осетровых рыб и меры по их восстановлению.

 Знать класс Хрящевые и Костные рыбы, их многообразие, отмечать их практическое значение. Показывать современное состояние промысла осетровых, их запасы  и меры по  восстановлению.

 

 

38

Промысловые рыбы. Их использование и охрана.

 

 

Урок комплексного применения знаний

Промысловое значение рыб. География рыбного промысла. Основные группы промысловых рыб

 

Отмечать промысловое значение рыб, географию рыбного промысла. Знать основные  группы промысловых рыб

 

 

 

39

Класс Земноводные. Среда обитания и строение тела земноводных.

 

 

Комбинированный

Общая характеристика класса. Внешнее и внутреннее строение лягушки. Земноводный образ жизни. Питание.

Уметь давать общую характеристику класса. Отмечать внешнее и внутреннее строение лягушки ее земноводный образ жизни и питание.

 

 

40

Строение и деятельность внутренних органов земноводных

 

Комбинированный

Строение и деятельность внутренних органов лягушки.

Показывать строение и отмечать жизнедеятельность внутренних органов лягушки.

 

 

41

Годовой жизненный цикл и происхождение земноводных.

 

 

Комбинированный

Годовой цикл жизни земноводных. Зимовки. Размножение и развитие лягушки. Метаморфоз земноводных. Сходство личинок земноводных с рыбами.

Знать годовой цикл жизни земноводных, особенности  зимовки. Отмечать особенности размножения и развития лягушки, метаморфоз земноводных,  сходство личинок земноводных с рыбами.

 

 

42

Многообразие и значение земноводных.

 

 

Урок комплексного применения знаний

Многообразие земноводных. Хвостатые (тритоны, саламандры) и бесхвостые (лягушки, жабы, квакши, жерлянки) земноводные. Значение земноводных в природе и в жизни человека. Охрана земноводных.

Отмечать многообразие земноводных. Знать, кто такие Хвостатые (тритоны, саламандры) и бесхвостые (лягушки, жабы, квакши, жерлянки) земноводные. Указывать значение земноводных в природе и в жизни человека, важность их охраны.

 

 

43

Класс Пресмыкающиеся. Внешнее строение и скелет пресмыкающихся

 

Урок изучения нового материала

Общая характеристика класса. Наземно-воздушная среда обитания.

Уметь давать общую характеристику класса. Отмечать особенности  наземно-воздушной среды обитания.

 

 

44

Внутреннее строение и жизнедеятельность пресмыкающихся.

 

 

Урок изучения нового материала

Особенности внешнего и внутреннего строения (на примере любого вида ящериц). Приспособление к жизни в наземно-воздушной среде. Питание и поведение. Годовой цикл жизни. Размножение и развитие.

Отмечать особенности внешнего и внутреннего строения пресмыкающихся, их приспособление к жизни в наземно-воздушной среде. Знать особенности питания и поведения. Годовой цикл жизни. Размножение и развитие.

 

 

45

Многообразие пресмыкающихся

 

Урок комплексного применения знаний

Змеи, ужи, гадюки (или другие представители в зависимости от местных условий). Сходство и различие змей и ящериц.

Знать многообразие, сходство и различие змей и ящериц.

 

 

46

Значение пресмыкающихся. Происхождение пресмыкающихся

 

Урок комплексного применения знаний

Разнообразие древних пресмыкающихся. Причины их вымирания. Происхождение пресмыкающихся от древних земноводных.

Отмечать разнообразие древних пресмыкающихся видеть причины их вымирания. Знать происхождение пресмыкающихся.

 

 

47

Класс Птицы. Среда обитания и внешнее строение птиц. Лабораторная работа №8 «Внешнее строение птицы. Строение перьев».

 

 

 

Комбинированный

Общая характеристика класса. Среда обитания птиц. Происхождение птиц от древних пресмыкающихся. Археоптерикс. Интенсивность обмена веществ. Теплокровность.

Уметь давать общую характеристику класса. Знать среду обитания птиц. Происхождение птиц от древних пресмыкающихся. Археоптерикс. Интенсивность обмена веществ. Теплокровность.

 

 

48

Опорно – двигательная система птиц. Лабораторная работа №9 «Строение скелета птицы».

 

 

 

Урок изучения нового материала

Приспособленность к полету. Интенсивность обмена веществ. Теплокровность. Усложнение нервной системы, органов чувств, поведения, покровов, внутреннего строения по сравнению с пресмыкающимися.

Знать риспособленность к полету. Интенсивность обмена веществ. Теплокровность. Усложнение нервной системы, органов чувств, поведения, покровов, внутреннего строения по сравнению с пресмыкающимися.

 

 

49

Внутреннее строение птиц.

 

Комбинированный

Особенности внешнего и внутреннего строения птиц. Усложнение нервной системы, органов чувств, поведения, покровов, внутреннего строения по сравнению с пресмыкающимися.

Отмечать особенности внешнего и внутреннего строения птиц. Знать усложнение нервной системы, органов чувств, поведения, покровов, внутреннего строения по сравнению с пресмыкающимися.

 

 

50

Размножение и развитие птиц.

 

 

Комбинированный

Размножение и развитие. Забота о потомстве.

Знать особенности размножения  и развития, проявление заботы о потомстве.

 

 

51

Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц.

 

 

Урок изучения нового материала

Годовой жизненный цикл и сезонные явления. Перелеты птиц.

Отмечать годовой жизненный цикл и сезонные явления. Перелеты птиц.

 

 

52

Многообразие птиц.

 

Урок комплексного применения знаний

Экологические группы птиц. Птицы лесов, водоемов и их побережий, открытых пространств.

Знать экологические группы птиц,  птицы лесов, водоемов и их побережий, открытых пространств.

 

 

53

Экскурсия «Птицы лесопарковой зоны».

 

 

Урок комплексного применения знаний

Растительноядные, насекомоядные, хищные и всеядные птицы. Охрана и привлечение птиц.

Знать растительноядные, насекомоядные, хищные и всеядные птицы. Знать важность охраны и привлечения птиц.

 

 

54

Значение и охрана птиц. Происхождение птиц.

 

 

Урок комплексного применения знаний

Роль птиц в биогеоценозах и в жизни человека. Промысловые птицы, их рациональное использование и охрана.

Показывать роль птиц в биогеоценозах и в жизни человека. Знать промысловые птицы, их рациональное использование и необходимость их охраны.

 

 

55

Класс Млекопитающие. Внешнее строение, среды жизни и места обитания

 

 

Комбинированный

Общая характеристика класса. Места обитания млекопитающих. Особенности внешнего и внутреннего строения.

Уметь давать общую характеристику класса, места обитания млекопитающих. Отмечать особенности внешнего и внутреннего строения.

 

 

56

Внутреннее строение млекопитающих. Лабораторная работа №10 «Строение скелета млекопитающих».

 

 

Комбинированный

Усложнение строения покровов, пищеварительной, дыхательной, кровеносной, выделительной и нервной систем, органов чувств, поведения по сравнению с пресмыкающимися.

Показывать усложнение строения покровов, пищеварительной, дыхательной, кровеносной, выделительной и нервной систем, органов чувств, поведения птиц по сравнению с пресмыкающимися.

 

 

57

Размножение и развитие млекопитающих. Годовой жизненный цикл.

 

 

Урок изучения нового материала

Размножение и развитие. Забота о потомстве. Годовой жизненный цикл и сезонные явления.

Знать особенности размножения и развития млекопитающих их заботу о потомстве, годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц

 

 

58

Происхождение и многообразие млекопитающих.

 

 

Комбинированный

Предки млекопитающих – древние пресмыкающиеся. Многообразие млекопитающих.

Знать кто такие предки млекопитающих – древние пресмыкающиеся. Отмечать многообразие млекопитающих.

 

 

59

Высшие, или плацентарные, звери: насекомоядные и рукокрылые.

 

Комбинированный

Важнейшие отряды плацентарных, особенности их биологии. Насекомоядные. Рукокрылые

Знать важнейшие отряды плацентарных, особенности их биологии. Знать кто такие насекомоядные, рукокрылые млекопитающие.

 

 

60

Высшие, или плацентарные, звери:  грызуны и зайцеобразные, хищные.

 

Урок изучения нового материала

Грызуны. Зайцеобразные. Хищные (Псовые, Кошачьи, Куньи, Медвежьи).

Знать представителей  отрядов грызуны. Зайцеобразные, хищные (Псовые, Кошачьи, Куньи, Медвежьи).

 

 

61

Высшие, или плацентарные, звери: ластоногие и китообразные.

 

Комбинированный

Ластоногие. Китообразные.

Знать представителей отрядов ластоногие, китообразные.

 

 

62

Высшие, или плацентарные, звери: парнокопытные и непарнокопытные, хоботные

 

Урок изучения нового материала

Парнокопытные. Непарнокопытные. Хоботные.

Знать основные  характеристики представителей парнокопытных, непарнокопытных хоботных.

 

 

63

Приматы.

 

 

Комбинированный

Особенности строения и поведения приматов

Отмечать отличительные особенности строения и поведения приматов

 

 

64

Экологические группы млекопитающих.

 

 

Урок комплексного применения знаний

Основные экологические группы млекопитающих: лесные, открытых пространств, водоемов и их побережий, почвенные.

Знать основные экологические группы млекопитающих: лесные, открытых пространств, водоемов и их побережий, почвенные.

 

 

65

Значение млекопитающих для человека.

 

 

Урок комплексного применения знаний

Регулирование  численности в природе и в антропогенных ландшафтах. Промысел и промысловые звери. Рациональное использование и охрана млекопитающих.

 

Знать важность регулирования  численности в природе и в антропогенных ландшафтах. Знать особенности промысла и промысловых  зверей, рациональное использование и охрану млекопитающих.

 

 

 

66

Обобщение знаний по теме: « Тип Хордовые».

 

 

Урок повторительно обобщающий

 

 

 

 

67

Экскурсия «Жизнь природного сообщества весной».

 

 

Урок комплексного применения знаний

Современный животный мир – результат длительного исторического развития. Уровни организации живой материи.

Современный животный мир – результат длительного исторического развития. Уровни организации живой материи.

 

 

68

Доказательства эволюции животного мира. Учение Ч. Дарвина об эволюции.

 

 

Комбинированный

Историческое развитие животного мира, доказательства. Разнообразие животного мира как результат эволюции живой природы.

Знать особенности исторического развития животного мира, доказательства. Понимать, что разнообразие животного мира есть результат эволюции живой природы.

 

 

69

Основные этапы развития животного мира на Земле.

 

Комбинированный

Основные этапы развития животного мира на Земле. Понятие об эволюции.

Знать основные этапы развития животного мира на Земле. Раскрывать понятие  эволюции.

 

 

70

Итоговая проверка знаний.

 

 

 

Урок комплексного применения знаний

 

 

 

 

 

 

                                                           Перечень лабораторных работ

 

Тема

 

1.

Лабораторная работа № 1. Строение и передвижение инфузории-туфельки.

2.

Лабораторная работа № 2. Внешнее строение дождевого червя; передвижение; раздражимость.

3.

Лабораторная работа № 3. Внутреннее строение дождевого червя.

4.

Лабораторная работа №4.  Внешнее строение раковин пресноводных и морских моллюсков.

5.

Лабораторная работа № 5.   Внешнее строение насекомого.

6.

Лабораторная работа № 6.   Внешнее строение и особенности передвижения рыбы.

7.

Лабораторная работа № 7.  Внутреннее строение рыбы.

8.

Лабораторная работа № 8.  Внешнее строение птицы. Строение перьев.  

9.

Лабораторная работа № 9. Строение скелета птицы.  

10.

Лабораторная работа № 10.  Строение скелета млекопитающих.